@ARTICLE{26543118_191216866_2016, author = {Ю. А. Тюменева and И. В. Шкляева}, keywords = {, обучение, применение навыков, моделирование, трансфер, математические текстовые задачи, структурное описание задачи, обобщениеметакогнитивные навыки}, title = {Два подхода к пониманию «применения знаний»: трансфер и моделирование. Обзор литературы и критика}, journal = {Вопросы образования}, year = {2016}, number = {3}, pages = {8-33}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2016--3/191216866.html}, publisher = {}, abstract = {Тюменева Юлия Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: jtiumeneva@hse.ru Шкляева Ирина Вячеславовна - магистр психологии, аналитик Московского центра качества образования. Адрес: 115419, Москва, 2‑й Верхний Михайловский проезд, 9а. E-mail: irshklyaeva@gmail.comЗакономерности применения изученного в новых ситуациях исследуются в рамках двух концепций — моделирования и трансфера. Проведен обзор литературы с целью сравнить эти концепции, чтобы получить максимально полное представление о том, какие психологические процессы задействованы в применении знаний в новой ситуации, что будет меняться в исследовательской и учебной практике при смене концептуальных рамок и при каких условиях эти концепции могут обогатить друг друга. Показано, что в обеих концепциях ключевым условием успешного применения приобретенных знаний является осуществление анализа структуры задачи и сопоставления моделей задачи, данных в разных репрезентационных системах. На  основании полученных данных сделаны выводы относительно подходов к обучению, способствующих эффек-тивному применению полученных знаний, а также относительно критериев оценки учебных заданий. }, annote = {Тюменева Юлия Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: jtiumeneva@hse.ru Шкляева Ирина Вячеславовна - магистр психологии, аналитик Московского центра качества образования. Адрес: 115419, Москва, 2‑й Верхний Михайловский проезд, 9а. E-mail: irshklyaeva@gmail.comЗакономерности применения изученного в новых ситуациях исследуются в рамках двух концепций — моделирования и трансфера. Проведен обзор литературы с целью сравнить эти концепции, чтобы получить максимально полное представление о том, какие психологические процессы задействованы в применении знаний в новой ситуации, что будет меняться в исследовательской и учебной практике при смене концептуальных рамок и при каких условиях эти концепции могут обогатить друг друга. Показано, что в обеих концепциях ключевым условием успешного применения приобретенных знаний является осуществление анализа структуры задачи и сопоставления моделей задачи, данных в разных репрезентационных системах. На  основании полученных данных сделаны выводы относительно подходов к обучению, способствующих эффек-тивному применению полученных знаний, а также относительно критериев оценки учебных заданий. } }